Геннадий Антонцев (antontsev) wrote,
Геннадий Антонцев
antontsev

Мы предупреждали об этом почти год назад: лицензирование заставит УК отказаться от старых домов…

ИМХО. До сих пор существует большое заблуждение (что и подтверждается ниже), что лицензирование повлияет на качество работ по СОДЕРЖАНИЮ. Но ведь лицензируется деятельность не по содержанию, а по УПРАВЛЕНИЮ (услуги по управлению) МКД. Во время настойчивого «внедрения» законопроекта не обращали внимание наше предупреждение о ПОСЛЕДСТВИЯХ его применения. И вот – нате…

Аналитический центр при Правительстве РФ: Управляющие компании начнут использовать механизмы лицензирования, чтобы отказаться от старых домов
14 января 2015 | ТВ Центр

Вступил в силу закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ. Недобросовестные компании отсеет тестирование. Минстрой утверждает, что новые правила повысят качество коммунальных услуг.
О том, что будет с ТСЖ и смогут ли они пройти процедуру лицензирования, рассказала руководитель Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра Мария Шилина в передаче «Право голоса» на канале ТВЦ.
«Мы поинтересовались у органов государственно-жилищного надзора, как они видят данный процесс. ГЖИ видит огромное количество проблем при введении лицензирования. Мы эти проблемы обобщим, а потом опубликуем», - сказала Шилина.
По мнению эксперта, ключевая проблема в данной области заключается в непонимании того, что будет со старым жилищным фондом. «Скорее всего, управляющие компании действительно начнут использовать механизмы лицензирования, чтобы от данных домов отказаться», - считает Шилина. Эксперт отметила, что ГЖИ видит решение проблемы в необходимости разделить требования к работам по содержанию общего имущества на два больших блока. «Блок первый – это работы, связанные с обеспечением безопасности строения самого многоквартирного дома. И эти работы должны осуществляться всеми управляющими компаниями в отношении всего жилищного фонда, - сообщила Шилина. - Второй блок – дополнительные виды работ, которые жители сами могу принять через процедуру общего собрания, а потом включить в свой договор управления. И за них должна быть отдельная процедура и штрафов, и контроля».
Это позиция ГЖИ правильная, полагает эксперт. «Действительно нужно разделить работы: то, что мы будем контролировать в рамках лицензионного контроля, и то, что граждане сами для себя решат», - отметила Шилина.

А вот о чем мы говорили 13 февраля 2014 года.
Выделен именно этот прогноз. Во время настойчивого «внедрения» законопроекта не обращали внимание наше предупреждение О ПОСЛЕДСТВИЯХ его применения. И вот – нате…


РЕЗОЛЮЦИЯ «круглого стола»
по введению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
УЛЬЯНОВСК
13 февраля 2014 г.

Рассмотрев проект Федерального закона №448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», мы, представители собственников, ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций – участники «круглого стола» - осознавая необходимость повышения эффективности борьбы с недобросовестными управляющими организациями, выступая в защиту прав и законных интересов собственников, считаем, что введение лицензирования деятельности по управлению МКД несвоевременно, цели, декларируемые разработчиками проекта, не будут достигнуты, принятие закона приведет к уничтожению конкуренции, сокращению инвестиционной деятельности в ЖКХ и нарушению прав собственников жилья в МКД.
ПРИ ЭТОМ УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА ИСХОДИЛИ ИЗ СЛЕДУЮЩЕГО.
Введение лицензирования в других отраслях себя не оправдало и потребителей не защитило. Лицензирования в ЖКХ приведет к монополизации и снижению конкуренции в управлении МКД, следовательно, к снижению качества обслуживания и повышению платы. Предлагаемый порядок организации лицензионного контроля позволит, применяя грязные технологии, убрать практически любую УО с рынка посредством организации потока заказных жалоб на эту организацию.
Не отрицая объективного роста фиксируемых органами надзора нарушений УО, мы констатируем, что рост этот происходит не только по причине некачественного исполнения УО своих обязательств, но потому что фонд стареет быстрее, чем растут расходы на его содержание. Второе: количество жалоб в надзорные органы было бы значительно меньше, если бы государство исполнило свои обязательства по закону о приватизации.
Реализовать положения закона на практике будет невозможно, законопроект не учитывает региональные особенности состояния жилфонда. В связи с изношенностью фонда, плата для выполнения всех работ, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №290, будет для собственников неподъемной. При несоответствии размера платы собственников суммам, необходимым для поддержания состояния дома в соответствии с ПП №290, управляющая организация (УО) гарантированно будет иметь некачественно исполненные (или неисполненные) предписания органов надзора. Ситуация усугубляется фактически аварийным состоянием МКД в пригородной зоне, большим количеством старых домов и общежитий. НЕЖЕЛАНИЕ РИСКОВАТЬ ПРИВЕДЕТ К МАССОВЫМ ОТКАЗАМ УО ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМИ ДОМАМИ. Выбор способа управления этим жильем будет производиться либо на конкурсной основе (что приведет к кратному росту платы за содержание и ремонт), либо к сбросу домов в непосредственное управление, что также приведет к росту платы не только за содержание и ремонт, но и за ЖКУ.
Лицензирование приведет к укрупнению УО, то есть, монополизации. Лицензия УО должна действовать на всей территории РФ, а не ограничиваться, как предписывает законопроект, границами субъекта РФ, в котором она выдана, поскольку законом о лицензировании установлен режим единого экономического пространства.
Из всех участников процесса: собственник, ТСЖ, УК, государство, муниципалитет роль и влияние собственника значительно принижается. Лицензирование однозначно приведет к ограничению свободы договора. Намереваясь лицензировать ТСЖ (фактически – НКО), государство пытается выдать лицензию на общественную деятельность.
Квалификационный экзамен, в отсутствие системы подготовки кадров для ЖКХ, будет носить субъективный характер. Особенно серьезными последствия экзамена могут быть для специалистов УО в сельской местности. В конечном итоге, на несколько сельских районов может остаться единственная УО.
Порядок приостановления действия, прекращения и аннулирования лицензии, прекращения деятельности по управлению МКД, предлагаемый законопроектом, невозможно реализовать без нарушений прав собственника. Во-первых, этот «порядок» не согласуется с Жилищным Кодексом: требования пунктов 6.3 и 7.1 статьи 155 исполнить в предлагаемые проектом сроки невозможно; проект не учитывает, что на практике, собственники могут проголосовать «против» внесения платы ресурсоснабжающей организации. Во-вторых, нарушается право собственников на избранный ими способ управления МКД: аннулирование лицензии по причине исключения из приложения к лицензии 15 и более процентов от общего числа МКД нарушает права жителей 85 и менее процентов МКД, которые не имеют претензий к этой УО. В-третьих, перевод платы за ЖКУ ресурсоснабжающей организации приведет к росту платы за ЖКУ.
Законопроект усугубит конфликт между меньшинством и большинством собственников одного МКД. Поскольку первые получат репрессивный инструмент влияния на решения вторых - выездные внеплановые проверки по заявлениям граждан без согласования с органами прокуратуры. Это приведет к более затяжным конфликтам внутри одного дома и ухудшению содержания и управления МКД.
Законопроект закладывает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций между УК. Например, решением суда у УК №1 аннулируется лицензия – дом переходит в управление УК №2 – УК №1 оспаривает решение суда первой инстанции и добивается его отмены, дом «возвращается» в управление УК №1, но МКД уже управляет УК №2…
Суммы штрафов для ТСЖ и ЖСК - неподъемные. При жилой площади двух-, трехдомовых ТСЖ или ЖСК в 10-30 тысяч квадратных метров, штраф минимум в 300 тысяч – это практически годовая (или больше) сумма оплаты по строке «содержание и ремонт». В связи с этим, в преддверии введения лицензирования некоторые ТСЖ и ЖСК уже всерьез задались вопросом: «Жить или не жить…» и больше склоняются ко второй его части. Избитая тема, но: большие штрафы будут оплачиваться за счет собственников...

Учитывая вышеизложенное, мы, участники «круглого стола» считаем, что введение лицензирования деятельности по управлению МКД:
• нарушит права собственников в выборе способа управления МКД;
• ограничит права собственника в управлении МКД;
• повысит уровень коррупции в ЖКХ;
• ограничит конкуренцию в деятельности по управлению МКД;
• приведет к повышению платежей за содержание и ремонт общего имущества;
• приведет к исчезновению небольших ТСЖ и ЖСК;
• спровоцирует массовый перевод МКД в непосредственное управление.
Модератор «круглого стола»,
председатель комитета
Законодательного Собрания
Ульяновской области
по жилищной политике,
жилищно-коммунальному хозяйству
и энергетике Г. А. АНТОНЦЕВ
Tags: ЖКХ, лицензирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments